Репассаж (repassage) – это французское слово, вошедшее в наш язык. Если переводить дословно получаем – «ре» – пере, «пассаж» – проход, в итоге – переборка механизма. Подобной терминологией пользуются часовщики. Для них она означает «техобслуживание» часового механизма механических наручных часов.
Наручные часы – это стильный аксессуар и надежный помощник. Это атрибут, подчеркивающий статус его владельца. Поэтому важно, чтобы они исправно работали и имели презентабельный внешний вид. Делать репассаж дешевого механизма не имеет смысла. В такой услуге нуждаются дорогие брендовые изделия.
Репассаж – это трудоемкая процедура, в ходе которой происходит разборка часового механизма до мельчайших деталей. Все элементы зачищаются, обрабатываются новой смазкой и ставятся на место. При необходимости мастер производит замену изношенных деталей. В отношении кварцевых часов репассаж не используются, к ним применимы другие процедуры обслуживания.
Часы, которые не были в использовании, но пролежали в коробке до особого случая, в репассаже не нуждаются. Процедура позволяет:
- предотвратить порчу деталей и узлов;
- обеспечить надежную работу механизма;
- предупредить серьезные поломки;
- устранить любые погрешности точности хода.
Дорогие наручные часы можно сравнить с хорошим автомобилем. У владельца машины не возникает сомнений в необходимости замены масла и других расходных материалов. Часы такой же механизм. Как бы щадяще к ним ни относились, внутри накапливается пыль и грязь. Смазка превращается в абразив, густеет, затрудняя работу механизма. Поэтому регулярное профилактическое обслуживание – это обязательная услуга для дорогих наручных часов.
Очень часто возникает вопрос: «Почему полное обслуживание нужно только для дорогих швейцарских наручных часов?». Можно ответить: «Не только для них!». Любая механика нуждается в техобслуживании. Здесь стоит вопрос цены. Полная чистка механизма – недешевая услуга. Для недорогих моделей может составлять половину их стоимости, а иногда и больше.
С дорогими моделями все наоборот. Репассаж становится небольшим вложением в их длительную работу. Опять захотелось сравнить часы с авто. Каждый автолюбитель заботится о своем «железном коне», понимая, что проще по чуть-чуть вкладываться в ТО, чем без него выкладывать огромные деньги при поломке сложных узлов.
С часами так же. Сэкономишь на репассаже, потом придется оплатить крупную поломку. И это не потому, что часы наделены ненадежным механизмом. Наоборот, современные модели как раз работают «как часы». Но для того, чтобы это продолжалось долгие годы, каждый производитель рекомендует проводить их техобслуживание.
К дорогим моделям наружных часов очень часто прикладываются рекомендации по их использованию. Периодичность техобслуживания – не реже одного раза в 3-5 лет. Солидные часовые мастерские могут принять самостоятельное решение о необходимости репассажа механизма. Для этого используется специальное тестирующее оборудование.
Если мастер не обнаружил отклонений в работе и, на его взгляд, часы находятся в идеальном состоянии, он порекомендует отложить разборку механизма на более длительное время.
В некоторых случаях к репассаже приходится прибегать раньше установленного периода обслуживания. Владелец наручных часов самостоятельно может принять решение о необходимости процедуры при следующих обстоятельствах:
В таких ситуациях нужно отнести часы в сервисный центр или часовую мастерскую с хорошей репутацией. Следует понимать, что от правильной сборки механизма зависит точность и надежность работы часов. Поэтому доверить их ТО или ремонт можно только настоящим профессионалам.
Репассаж – это не роскошь, а необходимость. Даже самые надежные швейцарские механизмы нуждаются в регулярных профилактических ремонтах. При этом не стоит экономить на этой процедуре. Обслуживание вне сервисного цента или в ненадежных часовых мастерских может привести к необходимости покупки новых наручных часов.